title
Emulators Machine - журнал о ретроиграх, старых компьютерах и консолях. Выпускается силами энтузиастов ретрогейминга. Бесплатен. Создается с использованием свободного программного обеспечения Scribus, LibreOffice, Inkscape, Gimp в операционной системе Linux.



Супрунов Александр

PC-98:  ЯПОНСКИЙ КОМПЬЮТЕР



Немного истории

В 1982 году компания Nec начала производство новой линейки компьютеров - PC98x1. Это был первый 16-битный компьютер выпущенный NEC. Дебютная модель имела процессор 8086 производства Intel с частотой 5 Mhz и объемом оперативной памяти 128 Кб! Согласитесь для тех лет память огромна. Так же эта машина могла отобразить до 8 цветов на экране при разрешении 640х400. В 1985 году последовала модель PC9801vm ставшая в Японии лучшей по продажам. Она была снабжена более мощным центральным процессором производства NEC V30 на 8 Mhz, память расширена до 384 кб. Модель оснащалась двумя 5" дисководами для гибких дисков. За ней последовала PC9801vx (вышла в 1986). Она оснащалась уже более мощным 286 процессором с частотой 8-10 Mhz и 1 Мб памяти. Разрешение экрана не изменилось, но количество цветов выросло двухкратно до 16 из палитры в 4096 цветов. Замечу, лучшие предствители компьютеров в то время имели подобные характеристики. PC9801vm и PC9801vx установили стандарт возможностей для компьютеров серии PC98x1. В 1988 году появляется модель конецформыначалоформыPC-9801RA2 уже с 386 процессором (16 Mhz) и 1664 Кб памяти. В последующие годы частоты процессоров растут, хотя продолжают выпускаться модели и на 80286 (8-12 Mhz). Однако в 1992 году Nec выпускает модель PC9821 (модели PC9821 найденные мной в сети, выпускались с 1993 года (конецформыначалоформыPC-9821 model S1 и тд)). Новая линейка являлась огромным шагом вперед относительно прежних моделей, так как базировалась на несравнимо более мощном процессоре (i486), имела увеличенную оперативную память и наконец то качественную SVGA графику. Она так же оснащалась приводом CD-ROM и жестким диском на 40 мб. В последних моделях устанавливался Pentium II процессор и операционная система Windows 95. Замечу, что со стандартным PC - PC9821 сравнивать нельзя, так как это была все же самобытная машина, хоть и на майнстримных комплектующих (не всех). На PC98x1 за все это время вышло огромное количество как уникальных игр, так и всемирно известных хитов (например Doom, Alone in the dark). PC9801 просто поражает разнообразием раличных японских RPG и Adventure-игр, правда с жестким хентайным уклоном. Ну что же, так веселее. В свое время PC98x1 занимал в Японии 40% компьютерного рынка являясь доминирующим, наряду с такими машинами, как x68000, FM Town и тд. Однозначно что PC98x1 была великолепной серией машин с отличной красивой графикой (правда в большинстве случаев не плавной). Производили эту машину не только Nec, но и Epson (они сразу начали с модели с процессором 80286 в 1987 году дав ей название PC-286).

Бойтесь японцев

Линейка PC98х1 была полноценным компьютером для выполнения любых задач. Меня же интересует она только в плоскости игр. И вот относительно игрового направления я могу сказать, что это было что то совершенно выдающееся, вне времени и пространства. 8 цветов и 5Мгц. На что можно расчитывать при таком раскладе? Правильно, грамотно построенные поэкранные adventure с красочными красивыми фонами. Пошаговые стратегии и завораживающие RPG. Если вы раньше не сталкивались с этим компьютером, то поверьте, будете сильно удивлены, тем насколько игры для PC98 отличаются от обще принятых. В них свой мир, другое направление. Даже на относительно слабом "железе" мы видим не устаревающие шедевры. Конечно есть моменты недоступные русскому уму. Например начальная заставка с плывущим текстом может идти без возможности ее прервать 5 минут, 10 минут... 30 минут. Я конечно понимаю - япония, медитация и все такое, но приходят на ум две мысли. 1 - японская культура действительно невероятно отличается от нашей. 2 - на японской клавиатуре больше клавиш и стандартная писишная клавиатура под эмулятором просто не имеет клавиши, которой интро прерывается. Возможно истина где то рядом, правда Скалли? Другой момент - безприцендентная озабоченность японцев в сексуальном плане. В каждой второй игре заложники, школьницы, волшебницы подвергаются бесконечным "хентайным" притязаниям. Честное слово - взглянешь после этого на живого японца и станет страшно от понимания какой сумбур в его подкорке впитан с молоком матери, с первой компьютерной игрой. На PC98 вышло очень много игровых сериалов (Akiko, Amaranth 1-4, Dragon Knight 1-3, Can Can Bunny 1-5, Farland Story 1-7, Viper, Xak 1-3) , которые притягивают и по сей день. В любом случае PC98x1 стоит того, чтобы на него потратить время. При выборе звуковой системы (FM или 86) я даже не знаю что именно посоветовать, так как звучание композиций настолько различно, что только вы можете решить, ккой вариант вам больше нравится. Ваши глаза станут не меньше, поняв, что же эта девица вытворяет. Чем отличается Neco Project 21 от Neco Project II. .... Запуск игр PC-98 с жесткого диска. В вашей коллекции может быть много игр уже содержащих образ жесткого диска в формате HDI, в таком случае достаточно несколькими щелчками мыши пройти по пути HardDisk -> SASI#1 -> Open и получить увлекательную игру, например с PC-9801, на мониторе. Но к сожалению не все игры распространяются в столь удобном формате. Они могут храниться просто в архиве. И логично, что для своего запуска потребуют жесткий диск. Я покажу как запускать такие игры. Нам понадобиться как минимум сам, виртуальный жесткий диск. В Neco Project 21 для его создания потребуются следующие действия. В верхнем меню эмулятора выбираем вкладку Emulate. В выпавшем меню щеклаем на NewDisk. Появится диалог, где необходимо указать имя создаваемого жесткого диска. Это может быть произвольное название. В пункте NewDisk можно создать не только образ жесткого диска, но и образ гибкого флопи-диска. Задав имя жесткого диска, например HDdisk необходимо обязательно указать расширении. В зависимости от выбранного расширения будет создан образ жесткого диска в форматах эмуляторов Anex86 (*.HDI), T98 (*.THD), T98-NEXT (*.NHD) и Virtual98 (*.HDD). Neco Project понимает форматы жестких дисков THD, NHD и HDI. В зависимости от того какое вы выбрали расширение у файла, будет создан образ отличающийся не только форматом, но и размером. Например для образов с расширением HDI есть возможность создать диск размером 5, 10, 15, 20, 30 и 40 Мб. Если вы выберите 50 Мб - ваш компьютер взорвется. Для образов с расширением THD возможен размер до 256 Мб, заготовки значений: 20, 41, 65, 80 и 128 Мб. Так же вы можете вручную указать размер от 5 до 256 Мб. Расширение NHD дает возможность создавать диски размером от 5 до 512 Мб. И осталось рассмотреть значения при расширении HDD. Здесь размер диска может варьироваться от 2 до 512 Мб. В подавляющем большинстве случаев расширение HDI более чем достаточно. Для создания дискет проделываем аналогичные операции, только выбрав расширение из двух вариантов - d88 и 88d. И разумеется указываем адекватный размер - гибкий диск все таки. После создания диска с расширением hdi (или выбранного вами из списка доступных) на жестком диске появится файл. Напомню, что диск пока не отформатирован и не разбит на разделы, то есть для работы еще не готов. Настало время вспомнить старый, быстрый MS-DOS. Вы не ослышались. Именно эта операционка стоит на линейке компьютеров PC-98. Загрузим образ только что созданного жесткого диска в эмулятор Neco Proect 21. Для этого в верхнем меню выбираем последовательно пункты: HardDisk SASI#1 Open В диалоговом меню выбирает образ. Сделав эмулятору резет вы увидите надпись на чистом японском языке - "диск не является системным". Конечно, его же никто еще даже не отформатировал. Загрузим дискетку с операционной системой в виртуальный флоппи-дисковод. FDD1 Open Перегружаемся: Emulate Reset Компьютер загрузиться с виртуальной дискетки и на экране появится приглашение входа в оболочку над MS-DOS. Нажмем любую клавишу для входа. Безусловно она выглядит приятнее, чем то что мы привыкли видеть на PC, но без знания японского работать в ней будет непросто. Поэтому сразу и покидаем ее нажав ESCAPE и согласившись на выход выбрав Y. Ну вот, теперь что то знакомое. На MS-DOS по крайней мере похоже. Работают команды dir и другие. Сейчас необходимо отформатировать диск. Напишем после приглашения A: format и нажмем ENTER. Снова наблюдаем оболочку. Пункт сразу подсвеченный - необходим для форматирования дискет. Нам нужен второй пункт (тот, что ниже). Видим приглашение в программу. Жмем ENTER. Видим новое меню. Программа format на PC-98 объединяет в себе аналоги сразу двух программ fdisk и format. Смысла разбивать виртуальный жесткий диск на разделы я не вижу, поэтому просто отформатируем его. Выбираем шестой пункт и нажимаем ENTER. Диск теперь отформатирован, о чем свидетельствует заполненная полоска прогресса на экране. Но диск пока еще по прежнему не имеет системных файлов и не может использоваться для загрузки. Переходим в шестой пункт и последовательно нажимаем ENTER на каждом из пунктов - оболочка сама будет перемещать курсор на новый пункт. Теперь можно выйти и программы форматирования с помощью ESCAPE. Извлечь из привода виртуальную дискету и перегрузится. Компьютер загрузился с жесткого диска. Дважды нажмите ENTER пропусти варианты изменения даты-времени и вы увидите приглашение командной строки. Жесткий диск будет под литерой "А". Дав команду dir вы можете увидеть, что сейчас на нем присутствуют системные файлы. С этого момента мы можем запускать игры требующие инсталяции на жесткий диск или распространяемые архивами для копирования на жесткий диск. Как копировать. Вопрос на самом деле сложный, так как японская клавиатура содержит больше клавиш, чем привычная нам. Поэтому самым удобным вариантом будет использование какого либо файлового менеджера. На диске скачанном с сети интернет (вероятно вы скачаете такой же, под названием DOS62_UT.FDI) и содержащим MS-DOS я нашел оболочку VZ. Она показалась достаточно удобной, поэтому я покажу как работать с ней. Снова загрузитесь с дискетки и зайдя в директорию UT выберите vz. Запустится файловый менеджер. На экране возникнет рамочка. Нажмите ENTER. Появится панельс файлами находящимися на диске А (так как мы загрузились с дискетки, то "А" - это дискетка, а жесткий диск - "С"). Отдаленно это уже похоже на Norton Commander. Включим вторую панель. Для этого нажмите - W. Переключаться между панелями можно с помощью клавиши TAB, выделять файлы и папки пробелом. Перейдем на вторую панель (TAB), чтобы выбрать другой диск. Для этого нажмем клавишу D и выберем в меню "С". Что вы именно на требуемой панели свидетельствует желтая линия подсветки. Теперь на одной панели у нас отображено содержимое диска "А", на другой - диска "С". Вернемся на панель диска "А", выделим папку UT пробелом и нажмем E, чтобы вызвать меню возможных операций. Я назову только главные: С - копирование. D - удаление. Другие пункты - это архивирование и разЪархивирование и тд. Выбираем пункт "С" для копирования. После чего еще раз жмем ENTER и наблюдаем копирование. Внимание, vz необходимо запускать из под чистого MS-DOS (не из под оболочки), так как в противном случае просто не хватит оперативной памяти для копирования. После копирования оболочки на жесткий диск извлеките виртуальную дискетку и перезагрузитесь. Эмулятор загрузится с жесткого диска. Дайте команду vz и вы запустите файловый менеджер VZ editor. На PC-98 диском "А" является тот диск, с которого производится загрузка ОС. Поэтому сейчас у нас жесткий диск имеет литеру "А", а дискета - литеру "B".

УСТАНОВКА ИГРЫ ТРЕБУЮЩУЮ ИНСТАЛЯЦИИ НА ЖЕСТКИЙ ДИСК

 Вставьте дискету с игрой. Перейдите на нее (D- пункт "B"). Ищите что то типа INSTALL.BAT. Запускайте. ЧУЖОЕ: Нажмите на клавиатуре клавишу Esc или Q а затем клавишу ввод (Enter) или Y для того чтобы выгрузить графический интерфейс и оказаться в командной строке DOS. Для запуска программы для форматирования жёсткого диска просто ведите команду format /h и нажмите ввод. Загрузиться программа и мы можем приступать к форматированию диска. Полностью разбирать интерфейс программы мы не будем. Я просто опишу все необходимые нам действия. Для начала нам нужно отформатировать наш диск. (Всё немного не так как на обычном PC-AT компьютере, нам нужно сначала отформатировать весь диск и только после этого можно разметить диск.) Установите маркер на шестой пункт меню и нажмите два раза ввод. Начнется процесс форматирования, и через некоторое время диск будет отформатирован. Затем мы снова окажемся в знакомом нам уже меню программы. Теперь нам нужно разметить наш диск. Установить маркер на пункт четыре и нажмите ввод. Нас перекинут в вот это меню программы, где вы при желании множите разметить диск. Хотя делать этого совершенно не нужно. Лично я никогда не делал этого. Ну а вы если хотите можете поэкспериментировать. Нас тут больше интересует пункт пятый. Тут по умолчанию программы собирается скопировать системные файлы с системной MS-DOS дискеты на наш диск. Но сделать этого она не сможет так как у нас совершенно не та системная дискета что нужна программе. Так что нужно запретить программе делать это. Подсвечиваем пункт пятый, и внизу выбираем пункт говорящей программе что мы сделаем это но только в другой раз. Всё нужные параметры установили. Подсвечиваем самый нижний пикт меню (Выполнить) и нажимаем ввод. Программа разметит вам диск. Ну вот осталось совсем немного. Нас опять перекинули в самое первое меню. Тут нас теперь интересует пункт седьмой. Подсвечиваем его и давим ввод. В этом меню нас интересует только последний пункт (BOOT). По умолчанию автозагрузка диска запрещена. Нам же нужно это дело поправить. Меняем флаг запрещено на флаг разрешено. Поменяли. Ну и все, жмём на клавиатуре кнопку Esc, нас выкинут опять в главное меню программы. Подсвечиваем выход и завершаем работу с программой. Диск у нас полностью отформатирован и готов теперь к работе осталось только скопировать системные файлы с системного диска MS-DOS на наш диск. Если не забыли мы не стали делать этого при форматировании диска. Часть третья: Делаем наш диск автозагрузочным. Перезагружаем эмулятор. Загрузиться MS-DOS в графическом интерфейсе. Нажмите на клавиатуре клавишу Esc или Q а затем клавишу ввод (Enter) или Y для того чтобы выгрузить графический интерфейс и оказаться в командной строке DOS. Где-то я это уже читал... Для копирования системных файлов с системного диска MS-DOS на наш диск. Нужно выполнить всего одну команду sys a: c:. Системные файлы, а их всего три (IO.SYS, MSDOS.SYS, COMMAND.COM) будут скопированы на жёсткий диск. Можно было бы делать это и более простым способом. Но так правильней и познавательней. Проверяем полученный результат, перезагружаем эмулятор предварительно вытащив из него системную MS-DOS дискету, она нам теперь не нужна. Ну и если вы всё правильно сделали а я доходчиво вам всё объяснил, то вы увидите на экране вот такой результат. Дату и время выставлять совершенно не обязательно, просто нажмите несколько раз ввод. И все теперь вы можете вполне комфортно работать с командной строкой DOS выполняя нужные вам операции. Да и теперь достаточно поместить на жёсткий диск файл с название AUTOEXEC.BAT, содержащий в себе нужные для запуска игры команды. И сделать игре автозапуск прямо с диска.
(C) Infinity
Hosted by uCoz