title
Emulators Machine - журнал о ретроиграх, старых компьютерах и консолях. Выпускается силами энтузиастов ретрогейминга. Бесплатен. Создается с использованием свободного программного обеспечения Scribus, LibreOffice, Inkscape, Gimp в операционной системе Linux.



Супрунов Александр

Grundig cd-8400 и другие винтажные проигрыватели  на TDA1540, TDA1541, TDA1541A


Поделюсь своей радостью и выскажу мнение начинающего хай-файщика (около года) и любителя качественной музыки (всю жизнь) - можете с улыбкой посмеиваться над наивными высказываниями.
Я стал обладателем сд-проигрывателя Grundig 8400, как пишется на досках объявлений с Hi-End-ным звучанием.
Вставал довольно сложный вопрос, какой проигрыватель дисков выбрать - новый или винтаж (то есть до 90-х).
Многие могут возразить - нафиг он сейчас вообще нужен, что в нем такого?
Честно говоря мы в основном воспитанны дубовой (не в смысле хорошей древисины) советской аудио-техникой. Она там якобы звучит. Она разумеется звучит из дубового усилителя на дубовые колонки и все в том же духе, но с музыкой это мало связано.
Для фанатов советских высших катушечных магнитофон Олимп-005, Электроника-003 - думаю любой бы слюной захлебнулся, предложи ему кто взамен легендарные Акайчики, а вместо касетных маяков - драгон х7.
Вы можете даже слушать сд-диски на каком нибудь муз.центре LG и думать о том что “что такое звук сд” вы в курсе.
Я точно также довольно долгое время оставался в неведении - это еще усугублялось и тем, что если спрашивал в магазине у продавцов в чем смысл покупки какого то сд-проигрывателя за 10000 или > рублей, за что деньги такие бешеные, а в ответ получал - дураки для веса туда плиты прикручивают, типа солидно, ну и в таком духе.
На самом деле цена у сд-аппаратов такая совсем по другой причине.  Там нет такого, что крутится сд-диск со 44100 герц-овой записью, с жутким джитером (непопаданием генератора на нужный квант времени для произведения верного - во загнул). В этом аппарате стоит дак, по руски - цап, стоит фильтр и все это творит следующее волшебство - звук сд-диска меняет параметры с 44100 герц, на 176400 герц (4х оверсемплинг) или 352800 Герц (!!!)(8 кратный оверсемплинг),  а джитер становится ничтожен. К тому же цапы иногда стоят мультибитные (читай дорогие, которые в дальнейшем из аппаратов исчезли и по причине их высокой стоимости - экономим экономим на покупателях).
Честно говоря купить новый сд боялся из за того, что можно нарваться на плохой звук. Сейчас они все однобитники, а в моем бюджете и выбора особого небыло - или yamaha cd s-300 (красивая штука, на дешевом однобитном бюджетном цапе) или денон 107 (страшнее смерти, как звучит не в курсе). Yamaha cd s-300 я в принципе слушал, но было это давно и уже ничего сказать по этому поводу не могу - ну играет, вау эффекта не вызывает. Наверное неплохая.
Сомневался-сомневался и в итоге решил смотреть на винтаж - все таки по деньгам уже можно верхние модели брать, а как звучит - это уж слушать надо лично. Тут еще повезло, что у нас в Саратове человек продает много винтажных аппаратов - выбор реально колосальный - какой нибудь Реванш - отдыхает.
Ну и я попал на прослушивание/выбор аппарата для души.
На тот момент у меня уже побывала советская вертушка винила высшего класса Электроника Д1-012 и была продана по причине того, что с компьютера звук был вобщем то совершенно таким же с винил рипов (я специально покупал ну типа дешевую hi-fi звуковуху Asus Xonar D1    - очень неплохо играет- сейчас уже можно это сказать - хайфайной аппаратуры то я уже прилично переслушал - причем и свою технику возил и ко мне привозили - слушали не спеша, сравнивая), но те диски что у меня были (около 100) я уже переслушал достаточно и больше их слушать не хотелось, а заказывать винилы по инету и месяцами их дожидаться, тоже не доставляло радости.
Ну и моей целью было получить хороший хай-файный звук на СД, без ощущения цифры, резкости, крикливости.
Перечитав весь инет у меня сформировалось видение, что цап tda1541 - это хорошо, а 14 битный TDA1540 - это вообще вершина по аналоговости звучания. И я захотел выбрать модель проигрывателя именно на основе этих цапов.
Я приехал к человеку (andre71g) - он по моей просьбе уже подключил выбранные мной предварительно аппараты.
Вот ссылка - вы можете так же подобрать себе что то для души http://molotok.ru/listing/user.php?us_id=14337682
Я не буду говорить, что это не реклама. Пусть это будет реклама, но она исходит от покупателя, который полностью доволен своей покупкой, большим выбором, внимательностью и адекватностью продавца. И вообще в нашем Саратове что то приличное в аудио найти - это ужас как трудно, а тут буквально кландайк. Причем мало того, что цены привлекательные (не сравнивайте с балалайками лг, самсунг), так еще и дешевле, чем там на сайте написано. Кроме того этих моделей зачастую там не по одной штуке. Я грюндик выбирал из двух одинаковых! Вы представляете винтаж, да еще я сижу и выбираю из кучи крутых моделей, да еще потом выбрав выбираю из одних и тех же моделей, какой аппарат больше в идеале! Фантастика.
Так, проехали.
Я присматривался к аппаратам:
Philips 584 (TDA1541A) - типа улучшенный 1541, должен был быть крутым. С пультом, внешний вид - идеал, год свежий, по д90-ый и тд. Мне он заочно очень понравился, в том числе и совершенно халявной ценой. Я кстати на него по мере прослушивания больше всего внимания уделил - наверное замучил Андрея.



Другой аппарат Grundig 8400 (TDA1541)- про  этот аппарат мне Андрей сразу говорил, что он очень высокого класса и большинство именно на него западают и делают своим выбором. А выбрать то есть из чего - представляете? Ну по типу Грундик - это оем-ный филипс в те годы, а по факту вроде как самостоятельная хорошая хай-файная немецкая компания (Кстати переводчик гугля переводит слово Grundig как Philips). Филипс - это как раз Бельгия. И Филипс 584 - это маде ин Бельгия. Красивый аппарат. Но Грюндик - он конечно вообще красавец и если фотки смотрите - там красные такие полоски - это не полоски - это индикатор питания включен - аппарат то есть работает.
То есть получалось, что я выбрал 1 аппарат самый дешевый - Филипс, потом типа высокого класса - Грюндиг 8400 (сам Андрей его примерно сравнивает с Филипс 650 - модель которую рыщут и днем и ночью любители красивого звука на ряду с шедеврами аналогового звучания Филипс 101,104,204,304,303). А вы представьте большинство этих моделей у Андрея так же есть!
Ну и еще на Грюндике меня очень привлекала надпись - 4 кратный оверсемплинг - то есть те самые 176000 герц - оверсемплинг на дикую частоту в реальном времени на аппарате 85, может 86 года. А внешне конечно не скажешь - выглядит как будто аппарату ну 5 лет максимум.
Поэтому, что бы уж совсем завершить эту феерию я выбрал третьим проигрывателем фееричный, мегасупер легендарный, невероятно аналоговый итп итд и прочие эпитеты - хайенд-вершина винтажа и тп - Philips 304.



Эта модель на тех самых 14-битных TDA1540 про которые пролито немало соплей и восторженных отзывов. Ну вы в курсе, что СД-формат должен был быть 14-битным и филипсовские цапы были созданы 14 битными. так вот эта модель была на этом самом 14 битном цапе, где дальше уже все оверсемплилось и тд, превращалось в 16 бит (16 бит - потому что сони настояла и пропихнула 16-битный все же формат). Но Philips 304, это как раз тот самый повод убедится, что все эти биты - такая чухня имеющая мало отношения к самому звуку, а больше к пиару, читай "маркетологовому бреду". Вот и мне очень хотелось услышать те самые легендарные 14-битные цапы (именно ЦАПЫ - их там 2 , по 1 на канал). Аппарат стоил неприлично дорого (но я нагреб такую сумму), при этом в инете у других он стоил примерно на 30% выше, а здесь еще Андрей делал довольно нормальную скидку. Подумал - если меня звук убьет - не пожалею денег. Но еще надо быть реалистами  - хайфай - это все таки хайфай - здесь звук априори уже крайне высокого уровня/качества, дальше уже все размазывание соплей идет относительно нюансов. То есть один сноб говорит другому - макродинамика в этом месте недостаточна и тд. То есть не идет речи, что звук плох, звук там уровня космоса, здесь уже идет  приближение к идеалу.
Ну и про хайэнд. Ну вобщем то эти ранние филипсы считаются хайэндом. Но.
Ребята будем реалистами - разумеется есть модели похайендистей, за тысячи долларов, но сами понимаете их сюда приплетать не имеет смысла.
На деле я еще послушал Marantz 65 II - уж очень мне хотелось и не стал слушать Marantz 75 - потому что на тот момент мне уже все было ясно.
Вся техника была подключена к усилителю Luxman LV-113 (Япония). Именно через этот усилитель подключалось потому что он позволял подключить к себе сразу 2 плеера и переключаться между ними мгновенно кнопками, при это качество входов было равнозначное. А так конечно там был огромный выбор винтажных усилителей - и JVC JA-S31 - симатичная и  Marantz Model 1072 и марантз 1050, сабы, ямахи, грюндики. Андрей сам лучше всего отзывался о дуалях, у него есть 40 и 60 модели. Смысла ему что то втулять небыло - там штабеля любых аппаратов - выбирай что душе угодно, поэтому такое прямодушное заверение меня лично крайне заинтриговало. Он охарактеризовал аппараты, как невероятно естественные и открытые по звучанию (дюали).
Колонки несколько раз менялись - больше всего слушалось на TELEFUNKEN TL-700. Колонки звучат довольно хорошо. звук емкий, информативный, красивый. Может быть есть некоторая приглушенность в верхнем регистре. Но это не значит, что колонки глухие и им не хватает верхов, верхов там столько сколько реально нужно. Это не глухота Даймондов 9.6.
Просто разные колонки по своему преподносят материал и на Телефункен приятно слушать музыку. К тому же колонки на удивление не скромны на басс, он есть, несмотря на то, что это типа полочники (размер на самом деле слегка так побольше полочников, но существенно поменьше напольников). Другие колонки подключались - Canton - полочники, модель не скажу, звучали неплохо, довольно ярко, но слегка нехватало основательности телефункенов. Так же много слушалось на Банг энд олафсен, то же напольниках. Вобщем все были варианты приличные.
Приступили к прослушиванию.
Подключили в пару Philips 584 и Grundig 8400.
Первым меня больше всего интересовал Philips 584 - он дешевый, на 1541A, крайне привлекательный по цене.
Включили аппарат. Состояние великолепное, механика вся ездиет плавненько, индикаторы мигают, показывают.
Включили Yello, альбом Baby. Заиграло.
Сразу слышно, что это никакая не цифра (да, так вот удивительно косит под аналог с помощью TDA1541), сразу слышно, что звук отличный. Многие на форумах описывали некую мутность звука и считали, что именно это называется аналоговостью. Да нет, как раз звук очень подробный, тарелочки рассыпаются, а не псыкают, голос - голос, более чем натуральный, металических призвуков или синтетики нет совершенно.
Включили Grundig 8400 - красиво и очень быстро выехал лоток секунды за 2 - диск определился тоже за 2 секунды (это я уже дома потом засекал) ну и сразу стал читать.
Диски пробовали как фирму, так и болванки, но в основном болванки. Были как записанные мной - Вербатим и Смартбай, так и Андреев (Смарттрек и Вербатим).
Все болванки играли отлично на всех тестируемых аппаратах. Так же пробовали какой то пиратский левак в духе тележка песен в одном - чтение у аппаратов в идеале. Включали диски на которых было 99 кусочков разных песен - моментальный переход на любой трек, хоть в конец, хоть в середину. Читал в какой то ветке про современные модели - там владельцы жаловались, что у них только простое определение диска занимает до 2 минут!
Грюндик заиграл очень красиво, мягко, подробно, звонко. Как мне показалось - чуть ярче Филипса 584, но оба аппарата играли настолько хорошо, что чтобы реально не на уровне догадок увидеть разницу. Мы включили два одинаковых диска в Grundig 8400 и Philips 584 и включили одновременно. это как раз были диски с 99 отрывками разных жанров - там вам и Пинк Флойдовский Маней, и Yello-вская Зебра, и классика, и даже барды и тд и тп, вобщем полный набор. И поехали.
Песня шла одинаково - переключали мгновенно нажатием кнопки.
В некоторых местах я вообще фактически не понимал где какой аппарат играет, начинал путаться, в некотрых местах Grundig чуть выигрывал. Если кто поймет - вот вы слушаете усилитель в обычном режиме - все регуляторы ВЧ и НЧ на нуле (ноль - это середина шкалы), а потом вы включаете режим вроде Pure Direct и отмечаете, что неуловимо но все же изменилась ясность, ну или как модно говорить - разрешение сцены.
Так вот между грюндиком и филипсом была именно такая едва уловимая грань. Грюндик играл чуть более с высоким разрешением. Но стоит отметить, что оба аппарата играли изумительно и разница действительно составляла реальные “чуть”. Но Филипс стоил крайне привлекательно, и вы поймите - мы эту разницу услышали столкнув эти два проигрывателя лбами в прямом прослушивании на сквозном грубо говоря канале мгновенным переключением. Послушать один, потом послушать другой - думаю неее, там вы будете решать о разнице между аппаратами на уровне самовнушения. Так же важен сам музыкальный материал.
И вот такое прослушивание всего что было привело к обоснованному выводу, что между двумя восхитительными аппаратами грюндик слегка выигрывал.
Я вобщем то все еще колебался в выборе, ведь унеся с собой Philips 584 я же дома ну никак не увижу это “чуть” грюндиковское, но оно же есть.
Тут же смысл в чем - Hi-Fi техника  - это уже в любом случае суперзвук и дальше вы уже движетесь к совершенству. В одном бюджете врятли есть глобальные какие то сдвиги, вы приближаетесь к идеалу именно двигаясь каждый раз на “чуть чуть”. Это не бумбоксы - это уже все, небо, дальше хайэнд, друзья.
Да, забываю сказать, но начинающим, таким как я, может быть важно это знать. Раньше, имея советский усилитель высшего класса, колонки первого класса и в таком духе я ругал на чем свет стоит производителей компьютерных проигрывателей, что там исчезли эквалайзеры - по моему тогдашнему мнению вещь крайне необходимая. Я тогда выкручивал ВЧ почти до конца, да и НЧ так же сильно, чтобы чувствовать всю красоту звука.
А если я читал, что кто то не пользуется тембрами - мне думалось, что человек просто без слуха.
Вот причина такого непонимания крылась в советской аппаратуре высшего класса. Ее дубовом тупом звуке - она работает и звучит только в изврате на искажениях во всех частотах. На Hi-Fi аппаратуре (весь комплекс проигрыватель+усилитель называется трактом) темброблоком не пользуются потому, что он там не нужен - звук и так настолько великолепный, что такой мысли прийти не может - там рассыпаются верха, там бархатная приятная серединка, там очень подробные упругие низу. Причем не низы, а вы там видите и мид бас, верхний бас и нижний бас и тд. И аппаратура настолько высокого класса, что если вам взбредет крутить там тембра, то вы просто услышите что за мусор они прибавляют к красоте сигнала.
У меня дома очень приятный по звуку усилитель Yamaha a-s500 - невероятно мягкий в звучании и с сумасшедшим разрешением звуковой сцены. Я не знаю как так выходит - вообще ли  он такой хороший в своей цене (ну вроде как награда - лучшая покупка до 700 долларов 2010 года у журнала британского what hi-fi, сам он стоит меньше 12000) или он так прекрасно спелся с родными колонками Yamaha NS-555. Колонки кстати при покупке мне не показались настолько хороши, как сейчас, но они размялись (как говорят - разогрелись) + на них фантастически повлиял новый ямаховский усилитель. В принципе они хорошо играли и на винтажном Akai AM-2250, но сейчас существенно лучше.
Короче и Грюндиг 8400 мне понравился и Филипс 584, но Грюндик чуть больше.
Приближалось главное сравнение - легендарный аудиофильский Philips 304. Против него я выставил Grundig 8400.
14-битная TDA1540 в количестве двух штук внутри - невероятная аналоговость, аппарат который должен был показать покупателям, что у СД звук не хуже, чем у виниловых вертушек. Вы представляете с какой непосильной задачей предстояло справится инженерам Филипс?
Поэтому я очень хотел послушать этот легендарный аппарат. Правда меня Андрей сразу предупредил, что сам Grundig 8400 очень высокого класса, фактически хай-эндный и чтобы я был готов к тому, что выше головы как говорится не прыгнешь и он ему лично очень нравится. К тому же по его мнению Grundig 8400 MKII играет чуть похуже, так как более новый (там следующая ревизия - типа лучшая уже TDA1541A, как в 584-ом Филипсе). Конечно странно слышать вроде как модели улучшают, а они не улучшаются, но во все что продавец мне говорил - это все было продемонстрировано на реальных аппаратах. Только не надо интерполировать сказанное на вообще все аппараты на TDA1540/1541 - у Андрея же то же не все подряд, он выбирает из каких то моделей, это уже так сказать сливки одни. Но в целом он говорит, что все аппараты на TDA1540 и TDA1541 играют очень хорошо.
Сам по себе я ожидал между сравниваемыми проигрывателями  ну где то 30%-ой какой то разницы, хотя куда уж лучше, но кто знает.
Включили одновременно Yello.
Звук фееричный. Я спросил поэтому кто играет. Андрей ответил, что не знает. Стали переключать - играет так же. У меня честно говоря отлегло, если уж влоб при сквозном переключении звук почти один и тот же, значит правда Grundig настолько хорош, что особо не пошатнулся от такого колосса, как Philips 304.
Стали вслушиваться.
Усилитель был включен ну типа Pure Direct, но там на Люксмане эта функция по другому называется - не помню как - вобщем отключает лишние цепи, разрешение повышается.
Вот стали вслушиваться на разном материале - стало слышно, что звук по низам различается. На 304-ом низов побольше, но они чуть завуалированее. Но при этом в целом вы слушаете звуковую картинку - что грюндик звучит, что Филипс - оба восхитительно, но на Филипсе (и это не самовнушение) картинка вот чуть естественнее. Причем вот эту разницу нельзя услышать, но вы ее именно реально чувствуете.
Вот опять есть такое “чуть”.
Можно бы было взять просто Philips 304 и далее сидеть на вершине и наслаждаться музыкой. Но Grundig 8400 при меньшей цене был примерно тем же самым - звучание было невероятно похоже. Если бы не прямое лоб-в лоб на прямом канале сравнение, я бы наверное не услышал разницы, если бы только по низам определил и то не уверен.
Вобщем я утвердился в выборе Grundig в качестве претендента на покупку.
Но не тут то было. Philips 584 за смешные деньги мне тоже очень понравился и к тому же не давали покоя другие не услышанные мной аппараты. Представьте я в нирване на аудиофильском складе - и что , вот так взять и уйти?
Меня очень притягивал Marantz 65 MKII (типа улучшенные модели) - особенно надпись на нем 4 дака (цапа) 4 кратный оверсемплинг. Цена примерно такая же. Внешний вид прекрасный. Так же достали Marantz 75.
Включили на сравнение Marantz 65 MKII против Philips 584.



Аппараты заиграли. И опять шикарный аналоговый очень естественный, мягкий и при этом подробный звук, бархатистый на голосе. И тут мнения разошлись. Главное было мнение одно - проигрыватели звучат отлично. Но мне показалось, что лучше звучит Филипс, а Марантз звучит чуть глуше (верха и прозрачность на месте). А Андрею наоборот звучание Марантза понравилось чуть больше. Понимаете, это такие мелкие нюансы, что не будь лобового сравнения - можно было брать любой аппарат из всех прослушанных и не пожалеть о покупку, наслаждаться аналоговым звуком (не смейтесь, аналогово он играет (хоть и цифра), я уже писал, что не так давно еще был в этом году владельцем виниловой вертушки и она играла даже пожестче, погрубее, менее прозрачно, советская, высшего класса).
Андрей сказал, что он на надписи просто не смотрит и я понял, что он прав - я слушал не глядя на надписи и важно было наслаждение звучание, совершенство звука.
От прослушки  Марантз 75 я отказался, потому что уже понял, что все аппараты играют отлично, и разница между ними есть, но различается в незначительных и не принципиальных моментах. Для меня стал идеальным выбором именно Grundig 8400. Он оптимален в отношении звук/цена. Но понятно, что лидером был Филипс 304, но для меня различие не стало решающим фактором, оно было слишком исчезающе мало. Но в принципе для богатых людей Фил 304 - идеальный вариант. Просто я знаю, что ничего не потерял купив Грюндиг 8400, он звучит фактически так же, как Фил 304. У Грюндика бас чуть слабее, но более очерчен например.
В принципе пока прослушивал аппараты, а длилось это довольно долго в целом
мне понравились все модели на даке TDA1540 и TDA1541 и я согласен, что это вершина аналоговости для цифры. Но разница на самом деле между 1540 и 1541 незначительна.
И качество звука почему то после улучшений идет в худшую сторону.
TDA1540 самый лучший дак, 14 битный, их там 2.
ТДА1541 почти такой же (просто стала микросхема теперь стерео), на 1-5% может уступает, попробуйте расслышать не в прямом сравнении.
TDA1541A(еще более улучшенная), чуть уступает 1541-однерке, на мизер поглуше.
Без лобового сравнения все аппараты звучат шикарно. Мне очень понравилось. Причем по настоящему уже тогда, когда я прослушал пару дней подряд спустя после покупки.
Звук , у меня в Grundig 8400 - TDA1541, вообще не утомляет, красивый мягкий, подробный, бархатистый. Причем я какие диски только не пихал в аппарат - все играет приятно, со звуком с компьютера образов этих дисков никак не сравнить. В принцие играет примерно как с компьютера звучат хайрезные 24/192000 винил-рипы. Но я еще не пробовал нарезать эти винил рипы на болванку - интересно будет послушать.
Звуковушка играет бас и голос более очерченно. TDA1541 добавляет некую бархатистость, которая вероятно и придает аналоговсть звучания, но и вот эти микроразличия под бархатом не исчезают, но становятся завуалированны.
Но...
Не дай бог вам включить записи, где голый вокал и акустическая гитара. Комп со своем звуковушкой сразу идет в сортир.
На Грюндике так играет акустическая гитара, например в альбоме Dire Straits “Every Street”, что мама родная. У меня челюсь под стол со звоном улетела - до сих пор ищу.
Гитара и вокал в спокойных композициях - это на TDA1541 - шедевр.
Если разные жанры Грюндиг играет прекрасно - итало-диско, синти-поп и тд, то на блюзе, вокальном  джазе сд-проигрыватель делает невозможное - это просто надо слышать.
Эффект присутствия, приятность, легкость музыки, мощнейшая атмосферность. Я очень доволен своим приобретенным аппаратом.
Если у вас есть подобные истории покупки - выкладывайте в эту ветку, будет интересно узнать о ваших впечатлениях.

(C) Infinity 2001
Hosted by uCoz